Паспорт костюма, как метод исторической реконструкции

 
 

Паспорт костюма, как метод исторической реконструкции

Историческая реконструкция, история костюма



Паспорт костюма, как метод исторической реконструкции.
(по следам конференции Fashion-блока Зиланткона 2005)
Быков А.В.
Впервые идея паспорта исторического костюма, насколько автор осведомлен, была высказана на форуме сайта «Тоже Город» в 2001 году. Идея вызвала оживленную полемику. Одни видели в паспорте костюма своеобразный пропуск на исторические фестивали с высокими требованиями к костюму участников, а другие, в первую очередь, способ наглядно продемонстрировать всем желающим качество и научную обоснованность своего костюма-реконструкции.
Несколько энтузиастов уже в 2001 году создали и вывесили в сети паспорта своих костюмов. Мы - Кузьмина Ольга и Александр Быков, восприняли идею паспорта костюма именно в ключе наглядности, научной обоснованности, доказательности реконструкции. Первые паспорта костюмов мы привезли на фестиваль Куликово поле в 2002 году. Мы привезли многослойные одежды XV века, продемонстрировать которые в полной мере в рамках регламента конкурса костюма было просто невозможно. И перед нами встал выбор – либо устраивать стриптиз перед жюри, либо делать паспорта костюмов. Наши работы – костюм богатой новгородской горожанки XV века и костюм новгородского купца XV века заняли первые места в конкурсе исторического костюма, в женской и мужской номинациях, соответственно. Решающим доводом для жюри послужили именно паспорта наших костюмов.
Дело в том, что сложность выставляемых сейчас на конкурсы костюмов настолько высока, что членам жюри порой очень трудно отдать кому-либо предпочтение. Для большей объективности жюри часто задает вопросы конкурсантам. Однако даже самый квалифицированный ответ конкурсанта не может в полной мере заменить лежащего перед глазами жюри паспорта костюма. Ссылки на научные работы и археологические находки с трудом воспринимаются на слух, а изобразительные источники, на которые опирались конкурсанты при изготовлении реконструкции, могут быть и вовсе неизвестны членам жюри. Паспорт костюма значительно облегчает работу членов жюри и наглядно демонстрирует доказательность и научность представленного костюма-реконструкции. В идеале, работа жюри конкурса костюмов должна начинаться заранее, до появления на подиуме конкурсантов – с изучения их паспортов костюмов. Лишь затем, изучив паспорта, жюри должно вызывать участников для демонстрации костюма и для ответа на уточняющие вопросы. Однако, до сих пор, к сожалению, паспорта костюмов на конкурсах костюмов – явление единичное.
При создании паспортов костюмов мы руководствуемся следующими принципами:
Каждый предмет комплекса должен иметь отдельное обоснование.
Для обоснования должны привлекаться все возможные источники – археологические, письменные, изобразительные. Как дополнение можно использовать материалы этнографии и фольклора.
Для наглядности представления перед глазами изучающего паспорт должны одновременно находиться фотография новодела и изображения ее исторических аналогов (или его подробное описание).
Наш вариант оформления паспорта костюма вы можете посмотреть на сайте www.sura.ru/partizan и в приложении к данной статье.
Паспорт костюма, сделанный в соответствии с вышеуказанными принципами полезен не только на конкурсах костюмов. Он нужен, в первую очередь для самого исследователя, занимающегося реконструкцией костюма. Создание паспорта костюма, в идеале, должно вестись по ходу создания всего комплекса. Это необходимо для того, чтобы быть полностью уверенным в обоснованности и доказательности каждой детали реконструкции.
Попробуйте составить паспорт на уже имеющийся у вас, качественный комплекс костюма. Попробуйте на каждый элемент костюма найти обоснование – ссылку, изображение из своей электронной или бумажной библиотеки, которое вы могли бы поместить, как доказательство, рядом с фотографией элемента костюма. Уверен, что на несколько предметов ссылок и обоснований под рукой не окажется.
«Где-то читал», «такой-то сказал», «все так делают» - такие объяснения часто приходится слышать не только в личной беседе, но и на конкурсе костюма. Реконструкция, основанная на объяснениях такого рода, научной не является. Создание паспорта костюма в первую очередь упорядочивает знания самого исследователя.
Использование паспорта костюма – один из способов превратить историческую реконструкцию из хобби в научную деятельность.
На семинаре, в ходе обсуждения моего доклада, был поднят очень интересный вопрос, касающийся авторских прав на идеи реконструкторов и способы защиты этих прав. Все участники обсуждения признали, что авторские права должны соблюдаться и уважаться, однако, за пределами обсуждения остался вопрос о механизме защиты этих прав.
Коль скоро речь идет о том, чтобы приближать историческую реконструкцию к научной деятельности, стоит, на мой взгляд, следовать сложившимся в научных кругах правилам относительно соблюдения авторских прав. Эти правила таковы: Научная публикация статьи или иного труда является фактом, фиксирующим авторское право на данную статью. При использовании тезиса, фразы из опубликованной ранее статьи обязательно применение ссылки на эту статью.
В то же время, паспорт костюма научной статьей не является. Возможно, в научной статье можно сослаться на опубликованный паспорт костюма, но в паспорте костюма ссылки на научные статьи, исследования и другие паспорта костюмов не желательны. Главным обоснованием для того или иного элемента костюма является археологический, письменный или изобразительный источник. Статьи и монографии специалистов по археологии, истории костюма и другим дисциплинам, на мой взгляд, являются для паспорта костюма дополнительными обоснованиями, источниками второго ряда и должны применяться лишь в случае, если источников первого ряда для обоснования не достаточно.
Кроме того, многие паспорта костюма опубликованы в сети Интернет, но не опубликованы в официальных бумажных изданиях. Следовательно, ссылаться на них в научной статье просто невозможно, т.к. нет выходных данных издания. Сейчас некоторые паспорта костюмов уже опубликованы в виде научных и научно-популярных статей в ряде официальных изданий. Я вижу решение вопроса с защитой авторского права реконструкторов именно в такой появившейся возможности печатать свои исследования, оформленные ранее в виде паспортов, в виде научных статей.
Однако, многие авторы пока не имеют возможности опубликовать свои работы по реконструкции в печатных изданиях. Простая же публикация работы в сети Интернет никак не защищает прав автора. Возможно, для защиты или хотя бы для какой-то фиксации этих прав необходимо создание некоего реестра паспортов костюмов. Возможно, таким реестром может стать библиотека какого-нибудь широко известного сайта по реконструкции. Будет ли такая работа проделана и к каким результатам она приведет – это зависит только от самих реконструкторов. Если научная историческая реконструкция будет развиваться прежними темпами, то, возможно, через несколько лет возникнет необходимость в исследованиях по историографии исторической реконструкции.


Создан 09 мая 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником