Производство хлопковых тканей в Средние Века.

 

Производство хлопковых тканей в Средние Века.

Автор: Анастасия Рычагова



Производство хлопковых тканей в Средние Века.

Автор: Анастасия Рычагова.
(ppl_trade@mail.ru)

«Мой Господь, укрой меня полосатыми плащами из Йемена, льняной тканью из Египта, узорной парчой из Византии, шелками из Сузы и Китая, персидскими одеждами и накидками из Иcфахана, атласными шелками из Багдада и материей для тюрбанов из Убулла, … и бархатом из Мерва». Таково было желание состоятельного мусульманина XI в. [13].

Для начала обратимся к хронологии* произрастания культурных растений в частности хлопка, приведенной в работе Майкла Гарофало «История садоводства: хронология со времен античности до двадцатого века»[1]:

5000 лет до н.э. Хлопок растет в Южной Америке (на территории Мехико)
3500 лет до н.э. Культивирование хлопка и изготовление тканей в Индии
3000 лет до н.э. Культивирование хлопка в долине Нила (Египет). Изготовление хлопковых тканей
2500 лет до н.э. Культивирование хлопка в Перу и Азии

Итак, мы видим, что хлопок пряли, ткали и окрашивали с древнейших времен. Его носили в Древней Индии, Египте и Китае. За сотни лет до эры христианства хлопковый текстиль производили индийские ткачи, причем с завидным мастерством. В I в. н.э. арабские торговцы привезли муслин и калико и Италию и Испанию. Мавры принесли искусство выращивания и обработки хлопка в Испанию в IX в. н.э. Такие хлопковые ткани как фустиан и димити (сначала с льняной нитью основы) производились в Венеции и Милане в XIV в. В Англию вплоть до XV в. поставлялось небольшое количество хлопка, и из него в основном изготавливались фитили для свеч [2].
Остановимся на истории произрастания и культивирования хлопка подробнее. Родина хлопка тропики, но он хорошо растет в умеренном климате при достаточном количестве осадков. В южных регионах хлопок растет на орошаемых полях.
Само растение называется хлопчатник. Хлопчатник принадлежит роду Gossypium к семейству просвирниковых. Обычно это кустистое растение с широкими трехдольными листьями и семенами в коробочках. Созревшие семена хлопчатника покрыты волокнами. Они бывают белыми с желтым, c бурым или синим оттенком [2]. Длина волокон 3-5 см, чем они длиннее и тоньше, тем ценнее. Из длинноволосого хлопка получается качественный текстиль, из коротковолосого – долговечный.
Хлопчатник удивителен тем, что независимо друг от друга его стали выращивать народы Старого и Нового Света за тысячи лет до нашей эры. Четыре вида хлопка были одомашнены, но растения из Нового Света - G. hirsutum и G. barbadense сейчас преобладают на мировом рынке. Два вида хлопка выращивались в древней Центральной Азии (в Африке и Индии ) - G. herbaceum и G. Arboreum [3].
В Южной Америке в могильниках инков найдены удивительные хлопковые ткани. Как впоследствии определили исследователи, они были сделаны из цветного хлопка, который там произрастал.
В настоящее время ботанике известны следующие сорта цветного хлопка: от светло-бежевого и желтого до красновато-коричневого, от нежно-оливкового до киви и серо-зеленого [4].
Преимущество хлопковых тканей в том, что они прочны, гигиеничны, легко стираются и отглаживаются. Из хлопка производят мягкие «дышащие» ткани. На Востоке традиционно предпочитали хлопок тяжелому и плотному льну.
Самые ранние письменные упоминания о хлопке мы находим в индийских Ведах. Эти записи датируются 1500 г. до н.э. Тысячу лет спустя Геродот так напишет об индийском хлопке: «Дикие растения, произрастающие там, плодоносят шерстью, превосходящей в красоте и добротности овечью шерсть» [5].
Выращивался же хлопок в Индии задолго до 1500 г. Фрагменты хлопковой ткани, найденные в долине Инда, датируются приблизительно 3000 г. до н.э. и свидетельствуют, что древние индусы были искусны в прядении, ткачестве и окраске хлопка.
Рисунки в пещерах Аянта (Ajanta Caves) в Махарастре (Maharastra) показывают разнообразие рисунков и красок, и свидетельствуют, что ткачество и крашении развивалось в Индии с 200 по 500 гг. н.э. Такие узорчатые яркие ткани пользовались спросом и за пределами Южной Азии и возможно экспортировались в Грецию еще до того, как Александр Великий установил торговые пути между Азией и Европой.
Южная Азия стала известна благодаря своему текстилю, прекрасному хлопковому муслину, который экспортировался греками и римлянами. Особенно ценился муслин из Даки (Dhaka) [3].
Американские туземцы искусно пряли и ткали хлопок и производили прекрасные одежды и разноцветные гобелены. Хлопковые ткани найденные в перуанских могилах относятся к культуре до цивилизации инков. По цвету и текстуре древние перуанские ткани напоминают текстиль из египетских гробниц [5].
Ткани, которые делали из белого хлопка египтяне, настолько прекрасные и тонкие, что им нет равных. Археологи определили, что египетская мумия (2500 лет до н.э.) была обернута в ткань, плотность которой 540 нитей на дюйм. Для сопоставления надо отметить, что лучший британский хлопок сегодня имеет приблизительно 350 нитей на дюйм [4].
Однако египтяне производили хлопковый текстиль не только во времена фараонов. Римские провинции в Египте и на Ближнем Востоке производили ткани из всех четырех основных материалов – хлопка, льна, шерсти и шелка [6].
С ростом производства хлопка в Индии его покупали и продавали, доставляя морем по всему миру. Труд Арриануса (Arrianus) "Periplus Mans Erythraei" содержит сведения о торговых отношениях между арабами и индусами на территории Красного моря, и главнейшим центром торговли хлопком был Адулис (Adulis). Нет никаких сомнений и в том, что индийские товары транспортировалась и по суши караванными путями.
На Дальнем Востоке хлопок стал выращиваться довольно поздно. В XIII в. Марко Поло увидел хлопковые плантации в китайской провинции Фукиен. На Ближнем Востоке хлопок начали выращивать в первых веках нашей эры и прежде всего следует назвать Персию, Армению, Сирию и Малую Азию. Производство хлопка вскоре стало важнейшим фактором развития этих стран не только потому, что климат благоприятствовал хлопководству, но и из-за выгодного расположения торговых путей, значение который возрастало вместе с развитием торговли между Европой и Востоком [12].
Выгодное географическое положение Сирии благоприятствовало развитию шелководства, которое появилось там в начале VII в. в северных регионах Оронтской долины (Orontes plain). Также успешно развивалось производство хлопка особенно в регионе между Хамой и Алеппо в верхнем Евфрате. Типичным продуктом сирийских ткачей была смесовая ткань из хлопка и шелка часто атласного плетения с полосками, расположенными горизонтально, такая как алепин, который производится и в настоящее время.
Наличие караванных путей позволяло продавать не только ткани, производимые внутри страны, но и огромное разнообразие импортируемых тканей. Например, в сирийских городах, расположенных на пересечении торговых путей (таких как Дамаск и Алеппо), на протяжении многих веков можно было найти товары из Индии, Дальнего Востока и Средиземноморья.
Текстильная продукция вместе с сопутствующим производством были важнейшими факторами благосостояния не только сирийских, но и других городов исламского мира. Учитывая разнообразие текстиля, манеры окраски, которые использовались можно говорить об особой «текстильной культуре», появившейся на Ближнем Востоке. Огромный спрос на различные ткани существовал не только при дворах и дворцах, но также и у городского населения, особенно у высших классов. Речь идет не только об одежде, но и о внутреннем декоре помещений, большую часть которого составлял текстиль [13].
Несмотря на свое широкое распространение, немногие образцы текстиля исламского периода дошли до наших дней. Восточные ткани из-за своей ценности срезались со старой одежды и пришивались снова и снова, пока полностью не изнашивались. Дошедшие до нас образцы изготовлены из хлопка, льна, шелка и шерсти и часто окрашены яркими красками. Они демонстрируют хорошо развитые технологи производства текстиля, с помощью которых изготавливались ткани сложных узоров и богатых красок [14].
Мусульманское завоевание Южной Европы принесло хлопковое производство в Испанию, Сицилию и Южную Италию в IX-X вв. [7]. Завоеватели – аль-андалусы - построили превосходную систему ирригации, подобную системам орошения в Сирии и Аравии (некоторые из этих каналов до сих пор текут под Палермо), которая позволила им превратить засушливые равнины в цветущий сад. «Оливки и пшеница всегда росли здесь. Арабы же стали выращивать еще шелковицу, гранаты, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, тмин, кориандр, бананы, миндаль, хну, вайду, марену, шафран, сахарный тростник, хлопок, рис, инжир, виноград, персики, абрикосы и рис» [8]. Это была поистине сельскохозяйственная революция в средневековом мире [9].
Арабы также первым освоили производство хлопковых тканей на территории Европы. Так как хлопок производился внутри страны, он был достаточно дешев. Арабы первыми на Ближнем Востоке и Европе использовали хлопковые ткани для повседневной одежды. Конечно же, правители и очень богатые люди носили шелка, но остальное население (горожане и сельские жители) носило хлопковые одежды: белое или черное нижнее белье, кафтаны и робы, шали, вуали и тюрбаны. Хлопок использовался для погребальных одежд, постельного белья, скатертей, штор, полотенец и ковриков [7].
Торговля между Аль-Андалусией и Христианским Западом была вялой, по крайней мере, до конца XI в., когда испанские христиане и не начали активную коммерческую деятельность. Андалусские предметы роскоши были вездесущи в христианских королевствах. Документы из Астуро-Леонесского (Asturo-Leonese) королевства X века, возможно отражающие арабское влияние и вкусы, описывают экзотические ткани и убранство столов: yrake (иракский) хрусталь; огромное разнообразие туник с арабскими названиями (almexía, algupa, adorra, moffarrex, mutebag), скатерти и алтарные покрывала (almuzalla, fazale, barragán, mobatana). Эти ткани были подробно описаны: указывался цвет, качество, стиль, техника исполнения, которые, так или иначе, отражали разнообразные и сложные текстильные производства андалусских городов (например, различными словами описывалась узорная парча - alvexí, morgom; также как и разные стили вышивки -tiraz, hatani) [10]. К XIII в., импорт из Аль-Андалусии и всего исламского мира фигурировал в списке пошлин, так один из грузовых кораблей, идущий вверх по Эбро (Ebro) из Торосы транспортировал хлопок, сахар, кожу, медь, шелк, и различные красители и специи (бразильское дерево, индиго, природный лак, тмин и орегано) [11].
Когда христиане отвоевали захваченный мусульманами юг Европы, они получили в качестве трофея хлопковое производство. Все от начальных производств до полностью оборудованных хлопковых мастерских (tiraz) стало собственностью победителей. К концу XII в. христианская Европа освоила секреты хлопковых тканей.
В Сицилию и Северную Италию хлопок импортировался, и вскоре долина реки По стала для европейского хлопкового производства тем же, чем являлась Фландрия для производства шерсти. В XIII в. знания о хлопке распространялись умелыми рабочими по итальянским городам и за пределы долины По. Производство и продажа хлопка были прибыльными, и поэтому города заманивали умелых мастеров, предлагая им инструменты, беспошлинные магазины, беспроцентные займы и права горожанина.
Объем производства легкого и мягкого хлопка для нижнего и постельного белья, летней одежды позволял конкурировать с грубым льном. Конечно, лен был более носким, но не обладал привлекательными визуальными и тактильными качествами хлопка. Качественный хлопок конкурировал с шерстью. Итальянские мастера никогда не производили роскошных тканей мусульманского мира (таких как набивные ткани, узорную парчу). Итальянский хлопок был предназначен для массового рынка.
Из него шили вуали, чепцы, носовые платки, кошели, бельё и женские подушечки, имитирующие беременность [7]. Стеганый хлопок также использовался для изготовления набивных коротких дублетов, впервые появившихся в итальянской моде в XII в. [15].
В Италии также из хлопка производилась такая ткань как фустиан. И хлопок-сырец и фустиан упоминаются в торговой описях из Генуи, начиная с XII в. Торговля фустианом контролировалась и дозволялась по определенным дням в определенных местах. Готовые товары должны были быть не только отмечены печатью местного контролера, но и различаться в зависимости от особой марки самого изготовителя, которые в свою очередь описывались в книгах гильдий. Несколько подобных печатей известны нам из контракта 1383 г. Согласно этому контракт Пьетро Танцио, миланский производитель, платил сто серебряных монет за право использовать печать Пьетро ди Преда (видимо торговца с хорошей репутацией) для маркировки тканей из хлопка. В этого время производили и выпускали различный текстиль из хлопка – белые и крашенные, а также пестротканые ткани.
На французской земле также встречаются упоминания фустиана ("futaines") в средневековых документах. Это документы с ярмарок в Шампани. Эти ярмарки проводились между четырьмя городами - Труа, Провинсом (Provins), Бар-сюр-Аубе (Bar-sur-Aube), и Лагни (Lagny) – с XII по XIV вв. Купцы из Прованса и Италии встречались с торговцами с севера Франции, из Фландрии и Англии и обменивались товарами. Немецкие торговцы, которые имели собственные представительства и торговые дома в различных городах активно участвовали в этой торговле, также как покупатели из Испании и даже из Акры. Несмотря на то, что шерстяные и шелковые ткани составляли основной объем продаваемых товаров, есть упоминания и о фустиане [12].
После Черной Смерти (в начале XIV в.) южная Германия впервые начала массовое производство фустиана в Европе. Немецкие производители закупали хлопок-сырец в портах северной Италии. Ткани, производимые немецкими ткачами, были более низкого качества, чем итальянские. Но они выигрывали в цене и вскоре немецкий фустиан стал доминировать на рынке хлопковых тканей [15].
В тоже время нельзя забывать о восточных тканях, которые можно было найти на рынках Европы. Крестоносцы и пилигримы были только одной гранью европейского вторжения на Восток, другой его гранью были торговцы и предприниматели, чаще всего итальянцы. В этих коммерческих отношениях важной была и торговля хлопком. И хлопок и шелк доставляли морем из Бейрута. Европейцы также загружали суда в Акре, Лаодисии и Джаффе. Венецианские торговцы побывали в первой половине XIII в. в Дамаске. В 1207 г. Маригноли, посланник венецианского дожа, был принят принцем Халеба (Алеппо) сыном Саладина и получил от него разрешение на торговую деятельность. Важнейшими товарами для венецианцев были специи и хлопок (как сырье, так и ткани).
После падения Акры в 1291 г. был некоторый перерыв в торговле хлопком. Между тем не стоит забывать, что хлопок производился и в христианских странах – Армении, Кипре, Сицилии и Италии. Но спрос на сирийский хлопок все же остался, и европейские торговцы не уставали искать новые пути контакта с Востоком. Центром новых торговых маршрутов, связавших в XIII-XIV вв. Дамаск и Европу стали Армения и Кипр. Так в XIV в. флорентийские купцы отправились в путешествие на Кипр и в Армению, чтобы наладить торговые контакты.
В XV в. Венеция заключила торговый договор с султаном Египта и центром торговли хлопка стала Новая Акра (от Акры, основанной христианами, остались ишь руины, в которых предприимчивые итальянцы устроили склады своих товаров) [12].
Мы видим, что на протяжении Средних Веков хлопок не только продавался, но и производился в Европе, поэтому вполне уместно использование его в исторической реконструкции европейского костюма. Конечно же, следует принимать во внимание географические особенности выбранного вами региона – в Италии и Испании хлопок был более распространен и дешев, чем в странах Северной Европы. Подчас также сложно найти современную ткань, которая бы выступала аналогом средневековой, но, надеюсь, в этом поможет вам то описание тканей, которое мне удалось найти в Интернете:

Фустиан (fustian) – грубая крепкая ткань из хлопка или смесовая ткань изо льна и хлопка плотного саржевого плетения. Лицевая сторона этой ткани была ворсистой и мягкой из-за особенностей производства [16]. Ткань имеет дополнительную нить, которую срезают длинными острыми ножами по всей длине ткани, эта дополнительная нить и формирует ворс [17]. Название этой ткани произошло от названия пригорода Каира Эль-Фустат, где он вероятно изначально производился. От названия этой ткани в английском языке появилось прилагательное «fustian», которое переводится как «помпезный», «напыщенный», так как качественный фустиан использовали для изготовления платьев для знати. Современные ткани «произошедшие» от фустиана – это джинс, вельветин, кордирой, молескин [16].

Муслин – хлопковая или смесовая ткань из шелка и хлопка полотняного плетения, часто украшенная вышивкой. Слово «муслин» произошло от названия города Мосул а Ираке, где эта ткань производилась. На протяжении веков Индия славилась своим муслином – особенно два индийских города Масулипатнам (Masulipatnam) Южной Индии и Дакка в Бенгале [20]. Индийский ученый Амир Кхусрау (Amir Khusrau) так описал индийский муслин в 1322 г.: «Трудно описать насколько прекрасна эта ткань; если бы убийца-звезда срезала кожу луны, то и та бы не была столь прекрасна. Сравни ее потоком воды, текущим напротив заходящего солнца. Сотни ярдов этой ткани могут пройти сквозь угольное ушко, настолько она тонкая, но в то же самое время кончик иглы пронизывает ее с трудом. Она настолько прозрачная и легкая, что одежды из нее выглядят как поток чистой воды» [21].

Бомбазин (bombasine) – ткань, производимая из шелка, или смесовая ткань из шелка и шерсти, шелка и хлопка саржевого плетения. Хороший бомбазин имеет шелковую основу и ворсистую утковую нить.
[От французского bobasin от средневекового латинского bambacīnum, хлопковая ткань, от bombax, bombac-, хлопок, от латинского bomb[ymacr]x, шелк, шелкопряд, от греческого bombūx, шелкопряд] [18].

Калико (calico) – простая белая хлопковая ткань полотняного плетения, которая производилась в Калькутте в Индии[2]. Калико тяжелее и грубее, чем муслин. Часто украшена фигурным рисунком, наносимым набивным методом. Рисунок наносился штампом на одну сторону ткани. Краска не всегда была стойкой. И хотя рисунок был четким, он смывался довольно быстро, и требовалось повторное нанесение. В качестве узора использовались геометрические рисунки, а также изображения деревьев, птиц, цветов [19].

Димити (dimity) – крепкая тяжелая хлопковая ткань рельефного плетения. Производилась в Димиате в Египте, который был в XIII в. захвачен крестоносцами [18].

Использованная литература:

1. Michael P. Garofalo «The History of Gardening: A Timeline From Ancient Times to the Twentieth Century», 2003. (http://www.gardendigest.com/timegl.htm).
2. The Columbia Electronic Encyclopedia, Sixth Edition Copyright © 2003, Columbia University Press.
3. С сайта «Plant Cultures: Exploruing Plants and People» (http://www.plantcultures.org.uk/plants/cotton_history.html).
4. Светлана Беговатова «Хлопок. Вчера, сегодня, завтра…»//Ателье №8, 2003.
5. С сайта «Wikipedia. The Free Encyclopedia». Статья "Cotton". (http://en.wikipedia.org/wiki/Cotton)
6. Brian Durham «Ancient Textiles as Evidence for Textile Production», 1997. (http://www.unc.edu/courses/rometech/public/content/survival/DeRamus_Durham_Laxton/brian.html).
7. Maureen Fennell Mazzaoui "The Italian Cotton Industry in the later Middle Ages (1100 - 1600)", Cambridge 1981. (Отрывки можно найти на форуме «LivingHistory.co.uk» по адресу: http://www.livinghistory.co.uk/costumes/forum/xw_475.html).
8. Burke, J. (1985). The Day the Universe Changed. Boston: Little, Brown and Company. (Из статьи Dean Derhak «Muslim Spain and European Culture», 1995-2000 по адресу: http://www.xmission.com/~dderhak/index/moors.htm).
9. Umar Faruq Abd-Allah Wymann-Landgraf «Andalusian Reflections» (http://www.webislam.com/numeros/2000/00_5/Articulos%2000_5/Andalusian_Reflections.htm).
10. Gómez-Moreno, Iglesias mozárabes, pp. 126-129. (Из исследования Thomas F. Glick « Islamic and Christian Spain In the Early Middle Ages» по адресу http://libro.uca.edu/ics/ics3.htm).
11. Miguel Gual Camarena, "Peaje fluvial del Ebro (siglo XII)," Estudios de Edad Media de la Corona de Aragón, 8 (1967), 155-168. (Из исследования Thomas F. Glick « Islamic and Christian Spain In the Early Middle Ages» по адресу http://libro.uca.edu/ics/ics3.htm).
12. H. Wescher «Cotton Growing and Cotton Trade in the Orient During the Middle Ages» из «Cotton and Cotton Trade in the Middle Ages» Ciba Review 64, Basle,February 1948. (http://costume.dm.net.chiba64.html).
13. C сайта «Syrian arts & crafts» (http://www.syriangate.com/texts/textiltext.htm)
14. С сайта « Islamic Art» (http://www.lacma.org/islamic_art/eia.htm).
15. Natalia Tomasovna «Cotton: should I wear it?» (http://us.geocities.com/winters_gate/gk/gkaug97.html)
16. С сайта «Wikipedia. The Free Encyclopedia». Статья "Fustian". (http://en.wikipedia.org/wiki/Fustian)
17. Статья «Fustian Mills» из книги Lyndon Murgatroyd «Mill Walks and Industrial Yarns» (http://www.mowcop.com/htm/fustian.htm)
18. The American Heritage® Dictionary of the English Language, Fourth Edition Copyright © 2004, 2000 by Houghton Mifflin Company.
19. Словарь текстильных терминов на сайте «Fashion Education» (http://www.apparelsearch.com/glossary_C_1_clothing.htm).
20. K.R.N. Swamy «Reviving the once-famous muslin industry» (http://www.tribuneindia.com/2002/20021019/windows/main4.htm)
21. Статья «History of Fashion» с сайта «Live India Fashion» (http://www.liveindia.com/fashion/History.html).

Статья была опубликована в сборнике:
Реконструкция исторического костюма. Сборник материалов Fashion-блока XV Международного фестиваля "Зиланткон". - Казань, 2006. С. 87-95.


Создан 27 авг 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником